Инструктор по физической культуре
РОДГАМЕЛЬ ЯНА ВИКТРОВНА
"Физическое образование ребенка, есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта, мы никогда не получим здорового поколения".
А. В. Луначарский
Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличии от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически "выпускать пар", а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Физическое воспитание - это, прежде всего, своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.
Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
- формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, который владеет доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывает желание заниматься физическими упражнениями.
Работа инструктора по физической культуре осуществляется по следующим направлениям:
- Оздоровление детей
- Диагностика физического развития детей
- Профилактика плоскостопия и нарушения осанки
- Развитие основных видов движений
- Совершенствование двигательных качеств и способностей детей
- Совместная работа с родителями и сотрудниками
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах:
- Физкультурные занятия
-Утренняя гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Физкультминутки
- Физкультурные паузы
-Упражнения после дневного сна
- Подвижные игры
- Организованная двигательная активность детей на прогулке
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "СА-ФИ-ДАНСЕ" ПО ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя программу "СА-ФИ-ДАНСЕ" - оздоровительно-развивающую программу по танцевально-игровой гимнастике для дошкольников.
Основной целью является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Использование данной технологии взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В "Са-Фи-Дансе" представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.
Применение технологии "Са-Фи-Дансе" создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Исходя из основной цели программы "Са-Фи-Дансе", предусматривается решение следующих основных задач для детей 3-7 лет:
- Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- формировать правильную осанку;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
- Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
- содействовать развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
- развивать ручную умелость и мелкую моторику.
- Развитие творческих и созидательных способностей:
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.
В ходе проведения занятия решаю следующие задачи:
- Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
- Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
- Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
- Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.
Значение игрового стретчинга
- увеличивается подвижность суставов
- мышцы становятся более эластичными и гибкими
- повышается общая двигательная активность
- упражнения направлены на формирование правильной осанки
- воспитываются выносливость и старательность
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНАЖЕРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ТИСА"
ТИСА – уникальный тренажёрный комплекс, разработанный врачом Д. П. Рыбаковым. На протяжении многих лет его тренажёрные системы используются в санаторно-курортном лечении, в спорте высших достижений, в детских и взрослых реабилитационных центрах, в детских садах.
Все элементы системы собраны из дерева, в каждый вмонтирован микропроцессор, синтезирующий мягкие природные биологические колебания (ММПБКП). В сочетании с колебаниями общеразвивающие упражнения дают удивительный эффект.
ТИСА оказывает комплексное воздействие на анализаторы, нормализует мышечный тонус, совершенствует мышечный корсет, подготавливает позвоночник и суставы к повседневной нагрузке и многое другое.
ТИСА обладает широким спектром воздействия и позволяет решать круг важнейших задач:
- Способствует правильному развитию всех систем организма.
- Применяется в любых возрастных группах.
- Доступна для детейс любым уровнем физической подготовленности.
- Совершенствует навыки, предотвращающие травматизм.
- Позволяет организовывать увлекательные игры, комплексно воздействуя на все системы организма ребенка.
- Создает благоприятные предпосылки для лучшей адаптации в школьной среде.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Каждому известно, как важны для укрепления здоровья малыша занятия физической культурой и спортом. Дошкольная организация и семья – две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм отношений семьи и дошкольного учреждения – сотрудничества и взаимодействия
Сотрудничество – это общение «на равных», активная помощь друг другу, диалог, развивающий участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям и педагогам.
Поэтому задача инструктора состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребенка к здоровому образу жизни, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, а также в распространении положительного опыта семейного воспитания детей.
В основу системы работы с родителями инструктора по физической культуре положены следующие принципы:
- Единства целей и задач физического воспитания и укрепления здоровья ребенка в ДОУ и семье. Включает ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.
- Систематичности и последовательности.
- Партнерства, взаимопонимания и доверия. Включает формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в физкультурно-оздоровительном процессе, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду.
- Согласованности действий. Устанавливает единые требования к процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни в семье и ДОУ.
- Преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и семье на основе учета их интересов и способностей.